Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость!

Пятница
26.04.2024
02:19

Статистика




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск

Погода

Главная » Статьи » Велостатьи

Велошлем. Впечатление бугурусланца.

Прошедшим летом приобрел велошлемы всей семье. Приобрел с неохотой, а под давлением авторитетных велотуристов из "оренвело".  Каких либо прелестей от езды с обутой головой не ожидал, а от ситуаций когда покупка действительно спасет - просто зарекался. Но ярко выраженные впечатления себя ждать не заставили. И свидетели тому - участники нашего "Велобугуруслана" - РСаша и Анна. А была это поездка в Аманак из которой РСаша на истребителе улететь пытался.

Так вот жара была та самая - жара лета 2010. И вот я примеряю со вздохом шлем, ожидая быстрой "гибели" от зноя под инородным предметом на черепной коробке.

Первое что я осознал это ощущение что голова у меня - босая. Настолько комфортен и легок был мой головной убор.

Второе наблюдение было настолько неожиданным, что я осознал окончательно его только спустя километров 50 - на привале (между Аманаками Старым и Новым). Был солнечный жаркий день, но всю дорогу на меня капал дождь. Увлеченный прелестями прогулки, значения этому я не придавал. Но когда слезли с велов на привал, на мои, торчащие из под трусов коленки, потекла ледяной струйкой вода! РСаша сидел напротив - не даст соврать. А текло с козырька велошлема! 

Третий момент я окончательно просек уже по возвращении домой. Надо тут заметить, что мое жирное тело до сих пор очень потело даже при минимальных циклических физических движениях. Иногда я возил на велопрогулки несколько футболок - когда отжимать одну надоедало - одевал сухую. Но с этой велосотни я вернулся сухой! Для меня это просто невероятно. Я это событие охотно связал с велошлемом, но только чтоб оправдать в глазах попутчиков "бестолковую" трату бюджета. Втайне же считал что дело в чем-то вроде неожиданной адаптации организма к поездкам под палящим солнцем.

И вот сегодня мне попалась статья, которая объяснила что оглашённое мной предположение было истинным! Не надеясь что Вы прочитаете полностью, перенесу прямо сюда цитату: 

...В ходе испытаний в аэродинамической трубе было установлено, что при скорости воздушного потока 30 км/ч практически любой шлем обеспечивает лучшее охлаждение, чем просто голая голова...

Истории о том как эта "шапочка" меня действительно выручала на покатушках я опущу, поскольку ничем волшебным они не отличаются.

Сворочаев В. 2011


Шлемы для кросс-кантри


      
16.02.10 09:50

Если вы решили поучаствовать в соревнованиях, то вопрос о покупке шлема отпадает сам собой — без него вас к ним просто не допустят. Да и в турпоездке он окажется весьма кстати. Дело в том, что шлем дает некоторую защиту и от ветра, и от дождя, и от града, и от солнца, и от света фар в глаза. Поскольку обязывающего закона или постановления в России нет, то ездить в шлеме или нет — личное дело каждого. Защита — это, несомненно, обуза. Но когда она действительно была нужна, вы будете кусать локти (ободранные в кровь и, дай Бог, не переломанные), что не одели ее, или у вас ее нет. По своему опыту могу сказать, что защита нужна, и особенно начинающим. Хотя если вы собираетесь спокойно ездить по дорожкам парков или по полям, то от покупки шлема можно отказаться.

 

УСТРОЙСТВО ШЛЕМА

Современный шлем для кросс-кантри:

Схема устройства шлема
  • 1. Корпус
  • 2. Внешняя оболочка
  • 2.1 Внутренняя оболочка
  • 3. Каркас (усиление)
  • 4. Система подгонки размера:
    • а) ремешки с пряжками (зажимами) и замком
    • б) регулировочный диск или ползунки
  • 5. Поролоновые накладки (крепятся к корпусу на липучках)
  • 6. Козырек

Поролоновые накладки внутри шлема при падении никакой роли не играют и сделаны исключительно для удобства ношения шлема, вдобавок ко всему впитывают пот.

Козырек прикрывает глаза от солнца, света фар, осадков, а переносицу спасает от перелома.

 

МАТЕРИАЛЫ КОРПУСА

Самым распространенным материалом является пенополистирол (ППС) (англ. EPS, Expanded или Expandable PolyStyrene), более известный широкой публике как «пенопласт», хотя ППС — это всего лишь одна из разновидностей пенопластов.

Пенополиуретан (ППУ) (англ. Expanded PolyUrethane, EPU, часто PU) по свойствам похож на пенополистирол. Имеет полую, ячеистую структуру и дробится при ударе. На ощупь очень твёрдый, тяжелее пенополистирола. Производится на Тайване из-за несоответствия экологическим стандартам других стран. Пример: фирма «Prowell».

Поскольку пенополистирол — материал одноразовый, то после аварии треснувший шлем следует выбросить. Некоторые фирмы даже запустили кампанию по замене разбитых шлемов на новые. Другие задумались над тем, как бы продлить жизнь не столь дешевой защиты. Вот материалы, выдерживающие несколько ударов:

Пенополипропилен (ППП) (англ. EPP, Expanded PolyPropylene). По виду напоминает пенополистирол, но на ощупь поверхность более податлива. Пенополипропилен может выдерживать несколько ударов, медленно восстанавливая свою первоначальную форму после удара.

Tecnologia Assorbimento Urti
Surface activated eXpanded Polypropylene

В 2004 году фирмой «Shain» была представлена технология TAU (ит. Tecnologia Assorbimento Urti «Технология поглощения ударов»), которая заключается в том, что в ячейки пенополистирола смешаны с ячейками пенополипропилена. По утверждению «Shain» шлем «держит» двухкратный удар в одну точку. На самом деле это не настоящая многоударная технология, но шлем продемонстрировал защиту, которую ни один обычный шлем обеспечить не может.

Компания PRO-TEC в свою очередь выдвинула технологию SXP (Surface activated eXpanded Polypropylene) пенопропилен с активированной поверхностью.

Проект пневматического шлема

Дизайнер Эймос Уэгон (Amos Wagon) даже предложил проект пневматического шлема.

 

ТЕХНОЛОГИЯ

Ранее корпус шлема изготавливался отдельно от оболочки из недорогого «бутылочного» пластика, которая затем наклеивалась на него. Современная технология «сборка в пресс-форме» (англ. in-mold или in-molding) такова: части оболочки (а иногда и каркас) закладывают в пресс-форму, куда затем засыпают гранулы полистирола и подают пар под давлением. Гранулы расширяются и заполняют пресс-форму, и оболочка оказывается приплавленной к корпусу, что дает большую прочность, аккуратный внешний вид и простор для идей дизайнеров.

Некоторые производители делают еще и внутреннюю оболочку на манер сэндвича, что еще больше усиливает конструкцию.

Техника формовки позволяет сделать шлем с разными по жесткости слоями для обеспечения наилучшей ударной вязкости (способности материала поглощать механическую энергию в процессе деформации и разрушения под действием ударной нагрузки).

Дорогие модели шлемов имеют внутри корпуса каркас из нейлона, поликарбоната, карбона или алюминия, что дает возможность без потери прочности сделать отверстия шире, а шлем легче. Да и ремешки крепят к каркасу, вместо того чтобы продевать их сквозь шлем.

 

СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ

Поскольку пенопласты являются термоизоляционным материалом, то разработчики в поте лица трудятся над тем, чтобы пот не тек по лицу байкера. В ходе испытаний в аэродинамической трубе было установлено, что при скорости воздушного потока 30 км/ч практически любой шлем обеспечивает лучшее охлаждение, чем просто голая голова.
Хорошая вентилируемость шлема зависит не столько от количества отверстий, сколько от их размеров и продуманного расположения, а также наличия на внутренней поверхности шлема желобков, по которым воздух перетекает от отверстий на лобовой к отверстиям на затылочной части шлема, отводя тепло от головы.

К сожалению, о том насколько хорошо работает система вентиляции, вы сможете узнать только после покупки шлема, прокатившись в нем в жаркий безветренный денек.

У широких отверстий есть обратная сторона — они хуже защищают от проникающих ударов обломанных веток или торчащих арматурных стержней.

Модель LAS с воздухозаборником

А на некоторых моделях LAS есть самый настоящий воздухозаборник!

 

 

 

СИСТЕМА ФИКСАЦИИ

Схема фиксации шлема
  1. Пластина
  2. Диск
  3. Пряжка
  4. Накладки
  5. Ремни
  6. Ободок
  7. Ремни
  8. Замок

 

В основном существуют две системы: дисковая и ползунковая. Дисковая может иметь леску или только рамки. Вращением диска вы одной рукой меняете натяжение ободка. Для регулировки ползунковой системы требуется две руки.

Схема фиксации шлема

Ободок может крепиться на липучках к корпусу, а может к каркасу или быть частично заплавленным в корпус.

Есть и более «навороченная» система подгонки шлема по размеру - Shell Adapting System (SAS). Корпус шлема состоит из двух частей — передней и задней, — смещая которые друг относительно друга, получают идеальную подгонку. Пример: шлем Bora фирмы «ALPINA».

 

ВЫБИРАЕМ ШЛЕМ

Желательно пойти с тем, кто уже ездил в шлеме хотя бы сезон. Но если таковых знакомых не окажется, то вот на что следует обратить внимание при покупке:
Критерии выбора по мере убывания важности (личное мнение):

  1. Размер
  2. Соответствие международным стандартам
  3. Качество вентиляции
  4. Удобство регулировки
  5. Цена
  6. Дополнительные детали
  7. Вес

 

ПРИМЕРКА ШЛЕМА

Размер

Перед тем как начать обзвон магазинов, выясните ваш размер головы, т.е. окружность. У различных моделей бывает от одного до трех размеров корпуса. На мой взгляд, модель с большим количеством размеров предпочтительней. Пример: Giro Hex (51—55 см, 55—59 см, 59—63 см) — MET Formula (54—61 см).

Мерить шлем лучше в очках (необходимость их покупки даже не обсуждается, и с собой удобней брать их, а не шлем) и подшлемнике (или тонкой шапочке). Так вы сразу поймете, насколько они совместимы.

 

Посадка-подгонка

По размеру подобранный шлем должен сидеть плотно, но без намёка на излишнее давление, создающее явный дискомфорт. Плотно — это так, чтобы при резких поворотах головой вправо-влево и вверх-вниз шлем не смещался.

Подгонка посадки производится регулировкой длины ободка и ремешков.

Настройка длины ремешков:

  1. Когда вы смотрите вверх, то передняя кромка шлема должна быть едва видна.
  2. По бокам ремешки должны сходиться в виде буквы Y сразу под мочкой уха.
  3. Длину ремешка надо отрегулировать так, чтобы, широко раскрывая рот, вы чувствовали, как шлем чуть давит сверху.

Настройка длины ободка (или пластин) обычно производится вращением диска или смещением ползунков. Основаны они на шаговом механизме — трещотке. В некоторых шлемах есть дополнительные настройки в виде ряда отверстий в пластинах, одевающихся на штырьки.

Схема фиксации шлема

Если всё подогнано правильно, то, скорее всего не получится сдвинуть шлем и на пару сантиметров. Суть подобной подгонки в том, чтобы лоб был закрыт шлемом. Если же шлем двигается, то необходимо подтянуть ремешок перед ухом и, возможно, ослабить за ухом. Затем подцепляем шлем за заднюю часть и пробуем потянуть вверх, и если шлем двигается больше, чем на 1—2 см, подтяните ремешок за ухом. Подойдите к зеркалу, пошевелите шлем из стороны в сторону и вверх-вниз. Обратите внимание на участок кожи над бровями, он должен чуть двигаться вместе со шлемом.

Если вы можете двигать головой внутри шлема, то это не является допустимой посадкой шлема, и в случае беды этот шлем не обеспечит надёжной защиты. В идеале вы не должны чувствовать на себе шлема, он должен сидеть так же, как хорошая пара туфель.

 

СТАНДАРТЫ

Наклейки внутри шлема показывают, каким стандартам соответствует шлем. Вообще, все шлемы должны соответствовать определенным стандартам: EN 1078 в Европе, CPSC 1203 или ASTM F1447 в США, AS 2063 в Австралии. Наряду с государственными существуют независимые стандарты, такие как SNELL B-90А, B-90C, B-95A, B-95С и N-94. Они более строгие, и немногие производители «отваживаются» на такую проверку. В России стандартов на велошлемы пока нет.

Внимание! Козырьки шлемов не проверяют на то, как они будут цепляться или разбиваться при падении, так что вы сами по себе в этом вопросе.

Подробнее о стандартах (на русском языке)
Сравнение стандартов (на английском языке)
Текст стандартов (PDF, на английском языке)

 

ЛАБОРАТОРНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Фигуры для испытаний

Прежде чем шлем получит сертификацию, он должен пройти серию испытаний на регламентированных стандартами установках. Шлем крепят на муляже головы и имитируют падение с различной высоты на несколько фигур.

 

ЗАЩИТА

Прежде всего, шлем призван защищать голову от ударов. Пенопласт, деформируясь и разрушаясь, поглощает и рассеивает энергию удара и позволяет продлить время торможения головы на 6 мс, что снижает опасную нагрузку. Постарайтесь подобрать шлем, закрывающий как можно большую поверхность головы.

 

ФОРМА

Специалисты «Исследовательского фонда велошлемов» считают, что чем более округлую форму имеет шлем, тем более он соответствует своим задачам защиты головы, так как такая форма обеспечивает скольжение шлема по поверхности, скажем, асфальта. Острые же углы могут развернуть голову при ударе и привести к травмам шеи.

Haxial

Нет, это не сверхсекретный истребитель. Это шлем «Haxial» фирмы LAS.

 

РАСЦВЕТКА

Пример модели шлема для женщин

Шлем является не только средством пассивной защиты головы, но и головным убором, частью вашего внешнего вида, имиджа. Милые дамы в основном выбирают шлем по расцветке и дизайну. Для них даже делают специальные модели.

Законы физики еще никто не отменял, и более темный шлем будет сильнее нагревается на солнце. Сам пенопласт не делают белым по чисто эстетическим соображениям: он слишком маркий и желтеет со временем.

Светящийся сзади шлем

Желтый или красный, шлем будет более заметен на дороге. Для повышения безопасности в темноте некоторые шлемы оснащают сзади красными фонарями или светоотражающей полосой.

 

ЦЕНА

Диапазон цен на шлемы довольно широк: от 500 до 5000 рублей. Цена зависит от множества факторов.
Более дорогие модели сложнее в изготовлении, у них, как правило, тщательней продумана вентиляция, удобнее механизм регулировки, качественнее козырек, замок, ремешки и, разумеется, более модный дизайн.

 

ВЕС

Полагаю, не стоит обращать слишком пристальное внимание на вес, ведь самые недорогие модели тяжелее самых совершенных всего лишь на 50 граммов.
ИЛИ:
Думаю, стоит обратить самое пристальное внимание на вес, ведь самые совершенные модели легче самых дешевых на целых 50 (!) грамм. :)

 

ДЕТАЛИ

Очень желательно наличие следующих деталей:

  • регулируемого и (или) съемного козырька
  • сетки от насекомых на «воздухозаборниках»
  • мягкой накладки на ремешок под подбородок
  • трубчатых ремешков

Иногда к шлему прилагается мешок :))

 

СРОК СЛУЖБЫ

До первого сильного удара или до 5 лет.

 

ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Наиболее известными производителями шлемов являются:

Alpina (Германия) www.alpina-eyewear.com
Bell (США) www.bellbikehelmets.com
Briko (Италия) briko.it
Casco (Германия) www.casco-helme.de/default_en.htm
Cratoni (Германия) cratoni.com
Giro (США) www.giro.com
L.A.S. (Италия) www.lashelmets.com
Lazer (Бельгия) lazerhelmets.com/site/en/cycling/default.asp
Limar (Италия) www.limar.com
Louis Garneau (Канада) louisgarneau.com
MET (Италия) www.met-helmets.com
PRO-TEC www.pro-tec.net
Prowell www.prowellhelmets.com
RudiProject (Италия) www.rudyproject.it
Shain (Италия) www.shainhelmets.it
Specialized (США) www.specialized.com/bc/SBCEqSection.jsp?sid=EquipHelmetAll
Uvex (Германия) www.uvexsports.com/category.aspx?categoryID=5
Catlike (Испания) www.catlike.es/english/index.html
Vigor www.vigorhelmets.com
KED (Германия) www.ked-helmsysteme.com/
Mango (Италия) www.mangosportsystem.it

Впечатления красногорских байкеров от шлемов:

Alpina Ethos
Giro Xen
Rudy Project Bullet
Rudy Project Furya
MET Parabellum

Другие полезные ссылки на английском:

Исследовательский фонд велошлемов
Bicycle Helmet Safety Institute (США)
Рейтинг шлемов (Канада).

 

ЮМОР

  • Один мой знакомец очень ценит возможность почесать голову пальцем, не снимая шлема, благодаря достаточно широким отверстиям.
  • У другого моего знакомого шлем раскололся, упав со шкафа на пол :(
  • Отверстия для косичек упростят ношение шлема для людей с длинными волосами. (из советов)
  • Лысые велосипедисты должны избегать шлемов со множеством широких отверстий для вентиляции, потому что это отразится на их загаре на голове. (из советов)
  • Длинноносым байкерам необходимо позаботиться о достаточно выступающем козырьке. (из советов)
  • Инструкция по борьбе со вшами с сайта фирмы «Giro» (раздел ЧАВО):

 

Удаление вшей

Вы не ослышались, мы сказали вшей! Мы получаем вопросы из детских садов от тех, кто дал поносить свой шлем другим и теперь опасается педикулеза. Вот простой и действенный способ, как избавиться от них:

Шаг 1-й. Не использовать аэрозолей.

Шаг 2-й: Поместить шлем в герметичный полиэтиленовый пакет на 48 часов. Затем снять мягкие накладки и куском мягкой ткани или губкой с тёплой водой и мылом вымыть поверхность шлема.

Шаг 3-й: Выбросить накладки и полиэтиленовый пакет (не давайте пакет детям из-за риска удушения!) и обратиться к местному дилеру шлемов «Bell» (!) за новыми накладками. Или позвонить нам (800)656-23-55 или написать по адресу Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

 

© Старенченко Валерий

24 мая 2007 г.




Источник: http://spellers.org.ua/cycling/veloart/8-2010-02-16-07-54-19
Категория: Велостатьи | Добавил: said_vlad (02.01.2011)
Просмотров: 2999 | Комментарии: 3 | Теги: велосипед, велобугуруслан, велошлем, Туризм, покатушки, Бугуруслан
Всего комментариев: 3
3 Алинчик  
приобрела велошлем cyclotech вроде нормальный покупала в спорт-мастере в сургуте прочитала статью))) вроде все пораметры подходят, в этом шлеме мне понтавилось там ещё с зади светодион есть чтоб вечером когда темно кататься)))) осталось только его на деле проверить...

2 said_vlad  
В среднем даже аккуратный байкер рискует попасть в аварию каждые 7250км. Повреждения головы - причина 75% ежегодно происходящих смертей велосипедистов.
Медицинское исследование показывает что велосипедный шлем может предотвратить 85% повреждений головы велосипедиста.



1 djathara  
Вот теперь всё понятно! Надо брать. Всё-таки для меня главный плюс - теплоотвод. Очень заманчиво по жаре с холодной головой кататься

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
Опрос

Какой вид отдыха в Бугуруслане вас привлекает?
Всего ответов: 25

ВелоБугуруслан © 2024