Шлемы для кросс-кантри |
16.02.10 09:50 |
Если вы решили поучаствовать в соревнованиях, то вопрос о покупке шлема отпадает сам собой — без него вас к ним просто не допустят. Да и в турпоездке он окажется весьма кстати. Дело в том, что шлем дает некоторую защиту и от ветра, и от дождя, и от града, и от солнца, и от света фар в глаза. Поскольку обязывающего закона или постановления в России нет, то ездить в шлеме или нет — личное дело каждого. Защита — это, несомненно, обуза. Но когда она действительно была нужна, вы будете кусать локти (ободранные в кровь и, дай Бог, не переломанные), что не одели ее, или у вас ее нет. По своему опыту могу сказать, что защита нужна, и особенно начинающим. Хотя если вы собираетесь спокойно ездить по дорожкам парков или по полям, то от покупки шлема можно отказаться.
УСТРОЙСТВО ШЛЕМА Современный шлем для кросс-кантри:
Поролоновые накладки внутри шлема при падении никакой роли не играют и сделаны исключительно для удобства ношения шлема, вдобавок ко всему впитывают пот. Козырек прикрывает глаза от солнца, света фар, осадков, а переносицу спасает от перелома.
МАТЕРИАЛЫ КОРПУСА Самым распространенным материалом является пенополистирол (ППС) (англ. EPS, Expanded или Expandable PolyStyrene), более известный широкой публике как «пенопласт», хотя ППС — это всего лишь одна из разновидностей пенопластов. Пенополиуретан (ППУ) (англ. Expanded PolyUrethane, EPU, часто PU) по свойствам похож на пенополистирол. Имеет полую, ячеистую структуру и дробится при ударе. На ощупь очень твёрдый, тяжелее пенополистирола. Производится на Тайване из-за несоответствия экологическим стандартам других стран. Пример: фирма «Prowell». Поскольку пенополистирол — материал одноразовый, то после аварии треснувший шлем следует выбросить. Некоторые фирмы даже запустили кампанию по замене разбитых шлемов на новые. Другие задумались над тем, как бы продлить жизнь не столь дешевой защиты. Вот материалы, выдерживающие несколько ударов: Пенополипропилен (ППП) (англ. EPP, Expanded PolyPropylene). По виду напоминает пенополистирол, но на ощупь поверхность более податлива. Пенополипропилен может выдерживать несколько ударов, медленно восстанавливая свою первоначальную форму после удара. В 2004 году фирмой «Shain» была представлена технология TAU (ит. Tecnologia Assorbimento Urti «Технология поглощения ударов»), которая заключается в том, что в ячейки пенополистирола смешаны с ячейками пенополипропилена. По утверждению «Shain» шлем «держит» двухкратный удар в одну точку. На самом деле это не настоящая многоударная технология, но шлем продемонстрировал защиту, которую ни один обычный шлем обеспечить не может. Компания PRO-TEC в свою очередь выдвинула технологию SXP (Surface activated eXpanded Polypropylene) пенопропилен с активированной поверхностью.
ТЕХНОЛОГИЯ Ранее корпус шлема изготавливался отдельно от оболочки из недорогого «бутылочного» пластика, которая затем наклеивалась на него. Современная технология «сборка в пресс-форме» (англ. in-mold или in-molding) такова: части оболочки (а иногда и каркас) закладывают в пресс-форму, куда затем засыпают гранулы полистирола и подают пар под давлением. Гранулы расширяются и заполняют пресс-форму, и оболочка оказывается приплавленной к корпусу, что дает большую прочность, аккуратный внешний вид и простор для идей дизайнеров. Некоторые производители делают еще и внутреннюю оболочку на манер сэндвича, что еще больше усиливает конструкцию. Техника формовки позволяет сделать шлем с разными по жесткости слоями для обеспечения наилучшей ударной вязкости (способности материала поглощать механическую энергию в процессе деформации и разрушения под действием ударной нагрузки). Дорогие модели шлемов имеют внутри корпуса каркас из нейлона, поликарбоната, карбона или алюминия, что дает возможность без потери прочности сделать отверстия шире, а шлем легче. Да и ремешки крепят к каркасу, вместо того чтобы продевать их сквозь шлем.
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ Поскольку пенопласты являются термоизоляционным материалом, то разработчики в поте лица трудятся над тем, чтобы пот не тек по лицу байкера. В ходе испытаний в аэродинамической трубе было установлено, что при скорости воздушного потока 30 км/ч практически любой шлем обеспечивает лучшее охлаждение, чем просто голая голова. К сожалению, о том насколько хорошо работает система вентиляции, вы сможете узнать только после покупки шлема, прокатившись в нем в жаркий безветренный денек. У широких отверстий есть обратная сторона — они хуже защищают от проникающих ударов обломанных веток или торчащих арматурных стержней.
СИСТЕМА ФИКСАЦИИ
В основном существуют две системы: дисковая и ползунковая. Дисковая может иметь леску или только рамки. Вращением диска вы одной рукой меняете натяжение ободка. Для регулировки ползунковой системы требуется две руки. Ободок может крепиться на липучках к корпусу, а может к каркасу или быть частично заплавленным в корпус. Есть и более «навороченная» система подгонки шлема по размеру - Shell Adapting System (SAS). Корпус шлема состоит из двух частей — передней и задней, — смещая которые друг относительно друга, получают идеальную подгонку. Пример: шлем Bora фирмы «ALPINA».
ВЫБИРАЕМ ШЛЕМ Желательно пойти с тем, кто уже ездил в шлеме хотя бы сезон. Но если таковых знакомых не окажется, то вот на что следует обратить внимание при покупке:
ПРИМЕРКА ШЛЕМА Размер Перед тем как начать обзвон магазинов, выясните ваш размер головы, т.е. окружность. У различных моделей бывает от одного до трех размеров корпуса. На мой взгляд, модель с большим количеством размеров предпочтительней. Пример: Giro Hex (51—55 см, 55—59 см, 59—63 см) — MET Formula (54—61 см). Мерить шлем лучше в очках (необходимость их покупки даже не обсуждается, и с собой удобней брать их, а не шлем) и подшлемнике (или тонкой шапочке). Так вы сразу поймете, насколько они совместимы.
Посадка-подгонка По размеру подобранный шлем должен сидеть плотно, но без намёка на излишнее давление, создающее явный дискомфорт. Плотно — это так, чтобы при резких поворотах головой вправо-влево и вверх-вниз шлем не смещался. Подгонка посадки производится регулировкой длины ободка и ремешков. Настройка длины ремешков:
Настройка длины ободка (или пластин) обычно производится вращением диска или смещением ползунков. Основаны они на шаговом механизме — трещотке. В некоторых шлемах есть дополнительные настройки в виде ряда отверстий в пластинах, одевающихся на штырьки. Если всё подогнано правильно, то, скорее всего не получится сдвинуть шлем и на пару сантиметров. Суть подобной подгонки в том, чтобы лоб был закрыт шлемом. Если же шлем двигается, то необходимо подтянуть ремешок перед ухом и, возможно, ослабить за ухом. Затем подцепляем шлем за заднюю часть и пробуем потянуть вверх, и если шлем двигается больше, чем на 1—2 см, подтяните ремешок за ухом. Подойдите к зеркалу, пошевелите шлем из стороны в сторону и вверх-вниз. Обратите внимание на участок кожи над бровями, он должен чуть двигаться вместе со шлемом. Если вы можете двигать головой внутри шлема, то это не является допустимой посадкой шлема, и в случае беды этот шлем не обеспечит надёжной защиты. В идеале вы не должны чувствовать на себе шлема, он должен сидеть так же, как хорошая пара туфель.
СТАНДАРТЫ Наклейки внутри шлема показывают, каким стандартам соответствует шлем. Вообще, все шлемы должны соответствовать определенным стандартам: EN 1078 в Европе, CPSC 1203 или ASTM F1447 в США, AS 2063 в Австралии. Наряду с государственными существуют независимые стандарты, такие как SNELL B-90А, B-90C, B-95A, B-95С и N-94. Они более строгие, и немногие производители «отваживаются» на такую проверку. В России стандартов на велошлемы пока нет. Внимание! Козырьки шлемов не проверяют на то, как они будут цепляться или разбиваться при падении, так что вы сами по себе в этом вопросе. Подробнее о стандартах (на русском языке)
ЛАБОРАТОРНЫЕ ИСПЫТАНИЯ Прежде чем шлем получит сертификацию, он должен пройти серию испытаний на регламентированных стандартами установках. Шлем крепят на муляже головы и имитируют падение с различной высоты на несколько фигур.
ЗАЩИТА Прежде всего, шлем призван защищать голову от ударов. Пенопласт, деформируясь и разрушаясь, поглощает и рассеивает энергию удара и позволяет продлить время торможения головы на 6 мс, что снижает опасную нагрузку. Постарайтесь подобрать шлем, закрывающий как можно большую поверхность головы.
ФОРМА Специалисты «Исследовательского фонда велошлемов» считают, что чем более округлую форму имеет шлем, тем более он соответствует своим задачам защиты головы, так как такая форма обеспечивает скольжение шлема по поверхности, скажем, асфальта. Острые же углы могут развернуть голову при ударе и привести к травмам шеи.
РАСЦВЕТКА Шлем является не только средством пассивной защиты головы, но и головным убором, частью вашего внешнего вида, имиджа. Милые дамы в основном выбирают шлем по расцветке и дизайну. Для них даже делают специальные модели. Законы физики еще никто не отменял, и более темный шлем будет сильнее нагревается на солнце. Сам пенопласт не делают белым по чисто эстетическим соображениям: он слишком маркий и желтеет со временем. Желтый или красный, шлем будет более заметен на дороге. Для повышения безопасности в темноте некоторые шлемы оснащают сзади красными фонарями или светоотражающей полосой.
ЦЕНА Диапазон цен на шлемы довольно широк: от 500 до 5000 рублей. Цена зависит от множества факторов.
ВЕС Полагаю, не стоит обращать слишком пристальное внимание на вес, ведь самые недорогие модели тяжелее самых совершенных всего лишь на 50 граммов.
ДЕТАЛИ Очень желательно наличие следующих деталей:
Иногда к шлему прилагается мешок :))
СРОК СЛУЖБЫ До первого сильного удара или до 5 лет.
ПРОИЗВОДИТЕЛИ Наиболее известными производителями шлемов являются: Alpina (Германия) www.alpina-eyewear.com Впечатления красногорских байкеров от шлемов: Alpina Ethos Другие полезные ссылки на английском: Исследовательский фонд велошлемов
ЮМОР
Удаление вшей Вы не ослышались, мы сказали вшей! Мы получаем вопросы из детских садов от тех, кто дал поносить свой шлем другим и теперь опасается педикулеза. Вот простой и действенный способ, как избавиться от них: Шаг 1-й. Не использовать аэрозолей. Шаг 2-й: Поместить шлем в герметичный полиэтиленовый пакет на 48 часов. Затем снять мягкие накладки и куском мягкой ткани или губкой с тёплой водой и мылом вымыть поверхность шлема. Шаг 3-й: Выбросить накладки и полиэтиленовый пакет (не давайте пакет детям из-за риска удушения!) и обратиться к местному дилеру шлемов «Bell» (!) за новыми накладками. Или позвонить нам (800)656-23-55 или написать по адресу Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
© Старенченко Валерий 24 мая 2007 г. |